Особенности регистрации товарного знака

Регистрация товарного знака является индикатором зрелости бизнеса и его владельца. Какая польза от зарегистрированного знака и какие хитрости стоит узнать при оформлении?

Предназначение товарного знака

Первое и главное преимущество знака – защита от подражателей. Если ваше дело развивается, клиенты идут чередой и рекомендуют ваш бренд коллегам и домочадцам, то вряд ли вам хочется, чтобы какая-то побочная фирма переняла ваше название и стала переманивать ваших заказчиков обманом. Таким образом, создание торговой марки позволяет ограничить использование вашего названия конкурентами, в случае иска отстоять доменное имя сайта, получить материальную компенсацию от нескольких тысяч до нескольких миллионов российских рублей.

Что говорит законодательство РФ?

Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарный знак создан для индивидуализации продукта или услуги компании (либо ИП). Он подлежит размещению на товаре, ярлыке, этикетке, фирменном бланке, на сайте и сувенирной продукции, если это не нарушает закон.

Государственная регистрация проводится Роспатентом, который выдает подтверждение исключительного права на эксплуатацию знака сроком в 10 лет, который можно продлевать бесконечно.

Особенности регистрации товарного знака

Что может стать товарным знаком?

Слово, имя владельца, графические элементы, фигуры, шрифтовые композиции. Чаще всего российский бизнес обращается к комбинированным знакам: словесным и изобразительным.

Без разрешения правообладателя использование фирменного знака запрещено и наказуемо. При чем ответственность предполагается даже за сходство и намеренное смешение однородных товаров.

Тонкости регистрации знака

Бюрократическая машина может отнять у вас и вашего бизнеса до 1,5 года, прежде чем вы наконец оформите свой знак. Чтобы в итоге долгой очереди не получить отказ или не обзавестись неправомочным знаком, стоит учесть некоторые критерии касательно знаков, описанные в Гражданском кодексе.

Запреты на знаки

  • Нельзя использовать обозначения без различительной способности. Это значит, что товарным знаком не сможет быть одна буква или их комбинация, геометрические фигуры без композиции, аббревиатура.
  • Невозможно зарегистрировать торговый знак в виде названия конкретного товара: нельзя назвать хлеб «Хлебом», а бар «Баром».
  • Запрещено использование общеупотребительного названия или термина конкретной научной отрасли. То есть вы можете использовать специфическое название или символ, но только если он не связан с продаваемым товаром (предоставляемой услугой). Нельзя назвать «Вольтом» магазин электротехники, а вот хостел – вполне.
  • Недопустима характеристика товара, указание на его тип, качество, количество, цвет, цель и так далее. Роспатент не пропустит названия по типу «Лучший» или «Люкс». Но при этом данные слова могут включаться в название, если не доминируют в нем.
  • Есть и исключения. Аббревиатура МТС чисто теоретически не может стать торговым знаком, но едва ли найдется россиянин, который не назовет ассоциацию с этим брендом. Налицо – различительная способность, а значит, знак законный.

Класс МКТУ

Если не углубляться, то все торговые марки регистрируются в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг по 45 позициям. Важно учесть все классы, под которые подпадает ваше занятие, и указать их все. Правда, чем больше позиций, тем дороже будет стоить оформление товарного знака. Однако экономия может обойтись вам в круглую сумму потом, когда окажется, что ваш знак неправоспособен ввиду неточной регистрации.

Уникальность

Гении могут мыслить одинаково, но и банальщина способна прийти в голову нескольким людям. Проверять название на оригинальность и уникальность нужно после того, как выбран класс МКТУ. Узнайте, есть ли схожее или аналогичное название в вашей нише, чтобы не получить отказ на последнем этапе. Проверка платная: воспользуйтесь услугами специального поверенного, имеющего доступ к базе данных по РФ.

Тщательно пройдясь по всем пунктам, обратитесь в Роспатент. Вы можете взять эту миссию под свой контроль, а можете обратиться к патентному поверенному. Помните, что товарный знак является своего рода активом, защищающим ваше предприятие от конкурентных посягательств. Чем раньше вы решитесь зарегистрировать знак, тем надежнее обезопасите себя от возможных репутационных и финансовых убытков.

Бесплатная консультация юриста

Для граждан РФ:

+7 (499) 577-00-25 доб. 201