РЕШЕНИЕ № ВКПИ 07-97

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ № ВКПИ 07-97

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва «25» сентября 2007 года

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре лейтенанте юстиции Козаке В.А., с участием представителя заявителей М. и О. - З., представителя Министра обороны Российской Федерации полковника Герасимчика В.В. и старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. и О. о признании недействующими п. 69 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ»,

УСТАНОВИЛА:

М. и О. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспорили законность пункта 69 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года № 200 (далее Порядок), поскольку он, по их мнению, необоснованно ограничивает выплату военнослужащим, находящимся в распоряжении, месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью, воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат.

При этом заявители указывают, что они, каждый в отдельности, в настоящее время подлежат увольнению с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Однако до настоящего времени с военной службы не уволены, поскольку не обеспечены жилыми помещениями.

Каких-либо обязанностей по военной службе не исполняют, соответственно на службу не выходят.

В связи с этим командир войсковой части 19104 на основании п.69 Порядка, приравнял их к лицам, самовольно оставившим часть, и установил им должностной оклад не по занимаемой должности, а по 1 тарифному разряду и прекратил им выплату месячных и иных выплат.

В судебном заседании представитель заявителей З. требования М. и О. поддержал и, ссылаясь на ст. 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пояснил, что право военнослужащих, в том числе и находящихся в распоряжении, на получение денежного содержания, дополнительных и иных выплат в соответствии с занимаемой должностью, гарантировано законом.

Согласно же пункту 69 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период самовольного оставления воинской части или места службы выплачивается лишь оклад по воинской должности по первому тарифному разряду и они лишены месячных и иных дополнительных выплат денежного довольствия.

При таком положении, считает З., пункт 69 Порядка противоречит закону и им нарушаются права и свободы военнослужащих, поскольку критерием для выплаты месячного оклада является не занимаемая военнослужащим должность, а такое не предусмотренное законом дополнительное условие, как самовольное оставление воинской части или места службы. Тем самым, ограничивается производство военнослужащим, находящимся в распоряжении, получение денежного оклада по занимаемой воинской должности и иных выплат, положенных им в силу других нормативных правовых актов.

Представитель Министра обороны Российской Федерации полковник Герасимчик В.В. требования М. и О. не признал и просил отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что данный нормативный правовой акт издан Министром обороны РФ в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.

Оспариваемый п.69 Порядка не может нарушать прав военнослужащих, поскольку содержит запрет на производство каких-либо месячных дополнительных выплат лишь тем военнослужащим, которые в установленном порядке признаны самовольно оставившими воинскую часть или место службы.
При этом Герасимчик В.В. привел доводы, изложенные в его отзыве на заявление М. и О.

Выслушав объяснения представителя заявителей З., представителя Министра обороны Российской Федерации полковника Герасимчика В.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф., полагавшего необходимым заявление М. и О. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.

На основании и во исполнение вышеуказанного положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этим законом полномочий издан приказ от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за № 8304 и официально опубликован 27 сентября 2006 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете № 215.

Таким образом, вышеупомянутый приказ издан должностным лицом -Министром обороны в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Пунктом 68 Порядка установлено, что в случаях самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления выплата денежного довольствия им приостанавливается со дня самовольного оставления воинской части или места военной службы, указанного в приказе командира воинской части. Выплата денежного довольствия указанным военнослужащим возобновляется со дня, указанного в приказе командира воинской части, определенного на основании разбирательства, проведенного по факту самовольного оставления воинской части или места военной службы.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации исполняет воинскую обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Из содержания данной статьи во взаимосвязи со статьей 37 Конституции Российской Федерации вытекает, что право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту. Это конституционное положение нашло свое непосредственное закрепление в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в котором указано, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

В пункте 2 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

К таким условиям согласно пункту 3 этой же статьи относится обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

Абзац 3 пункта 12 этой же статьи устанавливает, что в срок военной службы не засчитывается время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Аналогичные положения содержатся в пункте 5 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Из содержания статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что время самовольного оставления военнослужащим воинской части не отнесено к числу случаев, когда военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы.

Статьей 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года № 2140, определено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет, и установлено, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие при самовольном нахождении вне расположения воинской части, за исключением определенных случаев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Анализ данной нормы показывает, что она связывает право военнослужащего на материальное обеспечение, включающее в себя право на обеспечение денежным довольствием, с порядком прохождения военнослужащим военной службы, под которым имеется ввиду, в том числе, и определение течения срока военной службы.

В связи с изложенным, поскольку время самовольного оставления воинской части продолжительностью свыше 10 суток не засчитывается военнослужащим в срок их военной службы и такие военнослужащие в течение этого времени не признаются исполняющими обязанности военной службы, Министр обороны Российской Федерации в пределах своих полномочий в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым на него возложена обязанность определения порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием, правомерно и обоснованно определил в пункте 68 Порядка о приостановлении выплаты денежного довольствия названным военнослужащим.

Законность данного пункта Порядка подтверждена решением ВС РФ (№ ВКПИ 07-74 от 4 июля 2007 года по делу П.).

Пункт 69 Порядка, который обжалуют заявители, предусматривает, что, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период
самовольного оставления воинской части или места военной службы, определенный в установленном порядке приказом командира воинской части, выплачивается оклад по воинской должности по 1 тарифному разряду. При этом месячные и иные дополнительные выплаты денежного довольствия за указанный период этим военнослужащим не выплачиваются.

Оспариваемый заявителями пункт 69 Порядка является производным от пункта 68 и неразрывно с ним связан. К тому же, необходимо отметить, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников) порядок выплаты им денежного довольствия, исходя из окладов по ранее занимаемой воинской должности, месячных и иных выплат определен не пунктом 69 Порядка обеспечения, а иными пунктами указанного Порядка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый заявителями пункт 69 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 200, соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а названный Приказ, утвердивший Порядок, издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление М. и О. в части названных требований не подлежит удовлетворению.

Поскольку требования заявителей признаны необоснованными, не подлежит удовлетворению и их заявления о возмещении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 194-199, 251 - 253 ГЕК РФ,

РЕШИЛА:

В удовлетворении требований М. и О. о признании противоречащим закону и недействующим п.69 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года №200, - отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения.

СУДЬЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШАЛЯКИН А.С.

Бесплатная консультация юриста

Для граждан РФ:

Бесплатная консультация юриста +7 (499) 577-00-25 доб. 201

Вверх