Если конкуренция – двигатель рынка, то недобросовестная ее интерпретация – путь к потере клиентуры. Что делать, если ваши конкуренты распространяют о вас недостоверную информацию и даже клеветнические слухи? Разбираемся, как защитить репутацию компании в суде и без него.
Обращение в суд
Предприятие, руководствуясь ст. 152 ГК РФ, может потребовать в суде опровержения информации, порочащей ее деловую репутацию, если распространитель не сможет доказать, что сведения являются обоснованными и правдивыми.
Что вы можете требовать от ответчика?
- Удалить неправдивые сведения.
- Опубликовать опровержение недостоверной информации: сделать это ответчик должен тем же способом, каким были афишированы клеветнические сведения.
- Взыскать реальные убытки, которые потерпела компания вследствие действий недоброжелателей.
На кого подавать в суд?
Ответчиком называется лицо, ставшее адресатом иска. Ответчиками в деле о восстановлении репутации могут быть разные субъекты.
- Авторы ненадлежащих информационных сообщений (статей, высказываний, постов, твитов, мемов и т.д.). В случае, если создателем порочащего контента стал сотрудник по приказу руководства, в качестве ответчика выступает организация.
- Лица-распространители вышеописанных сведений. Это те, кто транслировал их на широкий круг общественности. Например, привлечь к ответственности можно владельца веб-сайта, на страницах которого были размещены недостоверные, затрагивающие честь компании (или персоны) материалы.
Что требуется доказать?
Вам не нужно доказывать «от обратного», убеждая суд и общественность, что информация – ложь. Только тот, на кого подан иск, должен оправдываться и доказывать, что опубликованные сведения соответствуют действительности.
Истец же должен предоставить суду следующие доказательства.
- Факт распространения ответчиком информации об истце
Распространенными считаются любые сведения, попавшие в печатные, аудиовизуальные, электронные СМИ, продемонстрированные в кино, произнесенные в публичных выступлениях и т.д., адресованные хотя бы одному человеку. Учтите, для того, чтобы доказать факт публикации в Сети, недостаточно распечатать страницу веб-сайта. Желательно обратиться к нотариусу для сбора доказательств и составления протокола осмотра сайта, имеющего правовую силу.
- Клеветнический и порочащий характер информации
К такого рода информации относятся сведения о нарушениях закона, совершении неправомерного или аморального действия, неэтичном отношении к кому-либо, недобросовестности в хозяйственной деятельности или бизнесе – все, что может очернить компанию или субъекта в глазах акционеров, партнеров, потребителей, журналистов и государственных органов.
- Размер финансового ущерба
Убытки – эти те затраты, которые истец произвел для устранения негативного эффекта от опубликованных ложных сведений, неполученные ввиду этого доходы, потеря имущества и другие последствия, которых бы не произошло, не будь распространены негативные слухи.
Для того, чтобы суд принудил ответчика выплатить вам сумму, нужно доказать факт созданной репутации истца и факт утраты этой репутации (резкое падение объема продаж, увеличение сорванных сделок, разрыв имеющихся соглашений).
Если суд проследит цепочку причин и следствий между сведениями, попавшими в СМИ или Интернет с подачи конкурентов, и экономическом эффектом, а также признает возможность недоброжелателей реально влиять слухами на общественность, то удовлетворит вашу просьбу об опровержении и возмещении ущерба.
Решение вопроса без суда
Если вас не интересует финансовая сторона проблемы, а вами движет чувство справедливости и желание проучить конкурентов, вы можете обратиться в антимонопольные органы с жалобой на основании п.п. 1 п. 1 ст. 14 Закона о конкуренции, который не допускает недобросовестного соперничества между субъектами рынка.
Служба рассмотрит ваше обращение и, вероятнее всего, обнаружит в действиях недругов признаки нечестной конкуренции. Как итог – наложение штрафа и долгожданное возмездие. Дискредитация конкурентов может отменить негативный эффект от распространяемых ими сведений.