Запуск собственного бизнеса сопряжен с рисками и предполагает сотню подготовительных мероприятий: набрать персонал, выработать стратегию маркетинга, найти клиентуру. Юридические моменты могут быть отложены на потом – и напрасно. Предлагаем вам 4 совета по открытию студии дизайна (разработки ПО, рекламного агентства или другой деятельности), которые помогут избежать юридических проблем в будущем.
- Оформите свое дело официально
Популярно мнение, что можно проворачивать свои предпринимательские делишки в обход налоговой. На практике, если вашего бизнеса нет среди зарегистрированных, его нет совсем. Вы окажетесь перед лицом некоторых трудностей, способных замедлить путь к деловому успеху.
- Скудная клиентура. Солидным компаниям будет некомфортно работать с вами ввиду сложности оформления договоров, невозможностью предъявить затраты на ваши услуги в налоговый орган, рисками непривлечения вас к ответственности в случае чего. Клиентам проще обратиться в официально зарегистрированному конкуренту.
- Отсутствие помещения. Арендодатель может отказать вам в съеме офиса, если вы не являетесь юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. И будет прав: он вас не знает, а потому не может гарантировать вашу добросовестность. Из-за этого вам банально некуда будет привести заказчика.
- Отсутствие возможности разработать и оформить фирменный знак. Средство индивидуализации товара или услуги доступно только юрлицам и ИП, а без знака вы беззащитны перед лицом плагиатчиков и нечистых на руку конкурентов.
- Трудности с кадровым составом. Вы не сможете оформить человека официально, а мало кто из квалифицированных специалистов согласен работать на «дядю» без социальных гарантий. Все, что вам светит – сотрудничество со студентом, готовым трудиться за проездной и булочку.
- Риск проверок контролирующего органа. Недовольный заказчик (или тот же студент из предыдущего пункта) может в отместку заявить на вас в прокуратуру. Вы, как лицо, осуществляющее регулярные предпринимательские действия без регистрации, можете пройти по административной (14.1 КоАП РФ) или даже уголовной (171 УК РФ) статье.
- Грамотно составляйте договоры
Есть множество типовых ошибок, которые ведут к проблемам в ведении бизнеса. Рассмотрим несколько «подводных камней».
- Шаблон из сети. Образец договора, скачанный вами из Интернета, может упускать ключевые моменты, он не учитывает специфику вашего бизнеса (согласование макета, неустойки за срыв сроков, право на интеллектуальную собственность и т.д.) и не согласуется с алгоритмом работы студии.
- Договор не адекватен реальности. Например, в нем прописана предоплата, а устно вы договорились о том, что 100% оплата будет внесена клиентом после утверждения макета. Вы разработали 100 500 эскизов, сбросили на согласование, а клиент исчез. Вы остались с носом, а он отправился искать студента, который воплотит эскиз в жизнь за гроши. «Прищучить» нечестного заказчика через суд будет нелегко.
- Отсутствие технического задания. Если у вас нет ТЗ с четко фиксированным результатом трудов, клиент замучает вас своими «хотелками». Вы потратите много времени, а оплатят вам только один вариант логотипа, баннера, визитки и т.д. Если ваш клиент хочет что-то поменять, составьте дополнительное соглашение, учитывающее увеличение срока и приложенных усилий. Имейте на руках несколько договоров по типам работ, чтобы гибко регулировать отношения «заказчик-исполнитель».
- Оформляйте отношения с сотрудниками
Во время оформления договора с исполнителем руководители студии часто совершают ошибки.
- Не указывают должностные обязанности. Сотрудник, чьи обязанности и права не регламентированы, имеет интеллектуальное право на все, созданное им в процессе работы. Ознакомьте нанятых вами людей с должностной инструкцией под подпись, указав распределение права собственности.
- Не прописывают испытательный срок. Эта опция помогает работодателю перестать сотрудничать с соискателем, если его что-то не устроило. Если вы придумали испытание лишь на словах, не прописав это в трудовом договоре, то по кодексу уволить нерадивого работника без его согласия сложно – согласно ст. 71 ТК РФ, он оформлен на должность полноценно без испытательного срока.
- Обозначьте трудовые отношения с фрилансерами
Если вы прибегаете к сторонним специалистам, подпишите с ними договор авторского заказа, в котором будут прописаны все задания и приложения к ним: ТЗ, сроки, размер и процедура оплаты, право на обладание продуктом интеллектуального труда и прочее.
Канитель с документацией способна внушить панику, особенно когда ваше агентство только-только становится на ноги. Однако игнорирование юридического аспекта предпринимательства может стать причиной дальнейших издержек и даже закрытия дела. Прозрачность бизнеса – основа его существования и успеха.